В 1963 г. была создана кафедра "Вагоны и вагонное хозяйство" путем выделения ее из кафедры "Подвижной состав и тяга поездов".Кафедру возглавил заслуженный деятель науки и техники РСФСР, д-р. техн. наук, профессор Валентин Макарович Казаринов, который с 1963 по 1976 гг. был в ЦНИИ МПС руководителем отделения автотормозного хозяйства. Его исследования и разработки явились большим вкладом в технику тормозных устройств железнодорожного подвижного состава. Автор более 100 научных работ. Научные труды В.М. Казаринова получили широкую известность у специалистов Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Польши, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии.
В.М. Казаринов уделял большое внимание вопросам становления кафедры, формирования ее штатного состава. Ряд опытных специалистов пришли с производства — Тимофей Емельянович Малий на должность доцента; Р.С. Сорокина на должность ассистента. Другие сотрудники были приглашены из МИИТа: канд. техн. наук Василий Афанасьевич Петров — на должность доцента; Борис Нилович Покровский — на должность ассистента. Лаборантский состав кафедры был представлен старшим лаборантом Л.П. Логвиновой, проработавшей на кафедре все время с момента основания до 1970 г.
В общей сложности под руководством заведующего кафедрой профессора Казаринова В.М. было подготовлено 15 кандидатов и несколько докторов технических наук. В 1975 г. на кафедру пришли молодые ученые: Борис Васильевич Смагин, Константин Александрович Сергеев, Валерий Евгеньевич Новиков.
На посту заведующего кафедрой профессора В.М. Казаринова сменил в 1976 г. канд. техн. наук, доцент Б.Н. Покровский. Он работал в этой должности до 1996 г.
Начиная с 1976 г. коллектив кафедры много работал над созданием собственной лабораторной базы. Она была реализована по специальным проектам на базе стационарных вагонов-лабораторий, расположенных на территории станции "Подмосковная":
- по холодильному оборудованию изотермического состава (АРВ);
- по электрооборудованию вагонов и автоматизации их ремонта (пассажирский ЦМВ);
- по автоматическим тормозам вагонов и локомотивов (пассажирский ЦМВ).
В 1988 г. кафедра была реорганизована и стала называться "Вагоны и технология конструкционных материалов".
Влившаяся в состав кафедры в 1988 г. кафедра "Технология металлов" в своем составе имела трех штатных преподавателей — доценты Александр Андреевич Сверлов (заведующий кафедрой), Ольга Гавриловна Ткаченко, Михаил Сергеевич Хлебников. В конце 1963 г. пришел выпускник аспирантуры МИИТа Евгений Георгиевич Зарембо.
В 1965 г. кафедру возглавил д-р. техн. наук, профессор Виктор Михайлович Шестопал, автор около 200 печатных трудов и ряда монографий, переведенных на японский и некоторые европейские языки. Опытный педагог и ученый, изучавший литейное дело в США, В.М. Шестопал подготовил 10 кандидатов и 2 докторов технических наук, неоднократно выезжал за рубеж для участия в конференциях и симпозиумах. Удостоен звания почетного доктора наук Фрайбергской горной академии (Германия). Усилиями В.М. Шестопала, коллектива кафедры и при поддержке декана В.А. Петрова были созданы две лаборатории: стационарная — в институте и передвижная — в вагоне. Позднее была организована стационарная лаборатория в Воронежском филиале при участии доцента Юрия Ивановича Краснова.
В 1981 г. на должность заведующего кафедрой "Технология металлов" был избран д-р. техн. наук, профессор Иван Дмитриевич Кулагин. По его инициативе была создана лаборатория технологии материалов при вагонном депо Белорусская для ведения занятий по новому учебному плану. Были активизированы научные исследования кафедры в области восстановления и упрочнения конструктивных элементов и деталей подвижного состава методами газотермического напыления и дуговой обработки.
По итогам НИР профессор И.Д. Кулагин, канд. техн. наук А.П. Боржов, доцент Ю.И. Краснов в 1987 г. были награждены бронзовыми медалями ВДНХ.
В 1996 г. кафедру возглавил канд. техн. наук, доцент Валерий Евгеньевич Новиков.
Основные задачи, которые были поставлены перед кафедрой, это:
- компьютеризация учебной работы и НИР;
- активизация работы кафедры по линии Центра дополнительного профессионального образования (ЦДПО).
Штат кафедры в этот период состоял из 9 преподавателей, из них 7 — кандидаты техн. наук, доценты: В.Е. Новиков, Б.Н. Покровский, Б.В. Смагин, К.А. Сергеев, Е.Г. Зарембо, Ю.И. Краснов, В.В. Барышников, старшие преподаватели: канд. техн. наук Т.Г. Чернова, В.В. Бенешевич. Полностью укомплектован был лаборантский состав — П.В. Еремин — заведующий лабораториями, А.А. Есипова, И.В. Макаревская — лаборанты.
С 2000 года по настоящее время кафедру возглавляет д-р техн. наук Сергеев Константин Александрович, специалист в области технологической подготовки производства на предприятиях по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава железных дорог. Под его руководством ведутся научно-исследовательские работы в области разработки АРМов, компьютерных и обучающих программ для работников вагонного и пассажирского хозяйств, САПР технологических процессов для вагоноремонтных предприятий, мониторинга технического состояния вагонов и их составных частей.
В 2009 г. кафедра была реорганизована и стала называться "Нетяговый подвижной состав".
За период своего существования кафедра выпустила более 4500 специалистов по профилю инженер-механик для организаций и предприятий вагонного и пассажирского хозяйств МПС, а также для вагоноремонтных заводов. В их числе А.М. Ножевников, долгие годы работавший заместителем начальника Главного управления вагонного хозяйства МПС; В.М. Верховодько — Герой социалистического труда, работавший начальником вагонного депо Люблино; О.И. Богинский, возглавлявший службу вагонного хозяйства Московской ж.-д.; В.М. Ульяновский, работавший заместителем начальника Северной ж.-д.; В.Д. Шпади, работающий директором по развитию Союза операторов ж.-д. транспорта; С.В. Ковров, возглавлявший Самарский филиал ОАО "Федеральная пассажирская компания"; А.И. Шугуров, возглавлявший Горьковский филиал ОАО "Федеральная пассажирская компания"; С.Б. Щукин, работавший заместителем службы вагонного хозяйства Северной ж.-д. — число примеров может быть значительно расширено и, как видно, они охватывают практически все уровни и подразделения вагонного и пассажирского хозяйства.
Большинство выпускников кафедры поддерживают с ней активную связь, консультируют дипломников, внедряют их разработки на предприятиях. Подобное сотрудничество идет на пользу, как производству, так и кафедре, поэтому в планах кафедры предполагается его развивать.
Научная работа кафедры направлена на совершенствование технического обслуживания и ремонта вагонов в депо и на ПТО. Кроме госбюджетной тематики выполняются хоздоговорные научные разработки по заявкам предприятий. На кафедре за весь период ее существования защищены 22 кандидатские и одна докторская диссертации. В настоящее время подготовлена к защите еще одна кандидатская диссертация. Кроме того, четыре аспиранта кафедры работают над диссертациями.
Кафедра продолжает активно работать по линии дополнительного профессионального образования — повышение квалификации и переподготовка специалистов для вагонного и пассажирского комплексов.