Кафедра «Тяговый подвижной состав» (до ноября 2009 года «Локомотивыи локомотивное хозяйство») образовалась в конце 2001 года в результате объединения двух кафедр: "Тепловозы и тепловозное хозяйство" и "Электрическая тяга".Кафедра "Тепловозы и тепловозное хозяйство"
Кафедра "Тепловозы и тепловозное хозяйство" была организована в 1951 г. одновременно с основанием ВЗИИТа. Первым заведующим кафедрой был к.т.н., доцент Бочаров Николай Филиппович (ректор института). Вместе с ним работали ассистент Коротков Петр Петрович
и 6 преподавателей с почасовой оплатой.
В период с 1953 по 1959 гг. заведующим кафедрой был профессор Струженцов Иван Михайлович. Вместе с ним на кафедру пришли опытные производственники. На должность доцента кафедры был принят генерал-директор тяги 3-го ранга, к.т.н. доцент Иванов Василий Васильевич, с 1963 г. доктор технических наук, профессор. Почетный железнодорожник. Проработал во ВЗИИТе более 30 лет. Занесен в Книгу почета института. Доцент Подшивалов Борис Дмитриевич также был приглашен с производства. В 1958 г. пришел на кафедру кандидат технических наук Хуторянский Николай Михайлович, в 2001 г. он получил звание профессора и еще долгое время являлся ведущим преподавателем кафедры.
В 1960 г. после ухода И.М. Струженцова на пенсию кафедру возглавил д.т.н., профессор Гурский Павел Антонович — видный ученый-тяговик, крупный специалист в области испытаний локомотивов, автор многочисленных научных работ и учебников по теории тяги поездов и тяговым расчетам.
В начале 60-х гг. страна вступила на путь переоснащения железнодорожного транспорта с паровозной на тепловозную и электровозную тягу. Появилась острая потребность в переподготовке кадров паровозной специальности. В связи с увеличением объема учебной нагрузки на кафедру были приглашены опытные преподаватели — д.т.н., профессор Афанасий Арсентьевич Пойда, к.т.н., профессор Владимир Николаевич Богоявленский, к.т.н. Александр Алексеевич Политов, к.т.н., профессор Владимир Владимирович Филиппов, к.т.н., доцент Георгий Михайлович Ежков, к.т.н., доцент, бывший заместитель Министра путей сообщения СССР Петр Григорьевич Муратов, доцент Николай Данилович Сосевич, старший преподаватель Аркадий Семенович Рубанов. Все они были квалифицированными специалистами - каждый в своей области, и это обеспечивало подготовку грамотных специалистов для железнодорожного транспорта.
В период с 1965 по 1978 гг. на кафедре работал крупный специалист в области автоматизации тягового подвижного состава и электрооборудования локомотивов Николай Михайлович Луков сначала в должности доцента, а в 1974 г. — в должности и.о. заведующего кафедрой. Н.М. Луковым был разработан полный учебно-методический комплекс новой учебной дисциплины «Основы автоматики и автоматизации производственных процессов» (она была введена в учебный процесс в 1965 г.), который более тридцати лет использовался всеми транспортными вузами СССР при обучении студентов по специальности «Локомотивы». Н.М. Луков, д.т.н., профессор, Изобретатель СССР, Почетный железнодорожник, действительный член Российской академии транспорта и Транспортной академии Украины.
В 1970 г. во ВЗИИТ на кафедру был приглашен заслуженный деятель науки и техники РСФСР д.т.н., профессор Николай Александрович Фуфрянский.
Н.А. Фуфрянский около 40 лет проработал в ЦНИИ МПС (ВНИИЖТе), где занимал должности руководителя Отделения энергетики, затем Отделения тепловозов и локомотивного хозяйства и заместителя директора института. В течение 17 лет Н.А. Фуфрянский представлял СССР в Комитете по транспорту экономической комиссии ООН для стран Азии и Тихого океана. Почетный железнодорожник.
В 1974 г. на должность заведующего кафедрой был избран д.т.н., профессор Алексей Иосифович Володин, один из самых крупных ученых Советского Союза в области двигателей внутреннего сгорания. Он являлся создателем новых современных расчетных методик. Именно под руководством профессора А.И. Володина на кафедре начали использовать ЭВМ в научной и учебной работе, значительно вырос объем проводимых научных работ, особенно по хозрасчетной тематике, а также увеличилось число защищенных сотрудниками кафедры и аспирантами диссертаций. В этот период защитили кандидатские диссертации Бородин Анатолий Петрович (с 1996 г. — профессор), Скалин Александр Викторович (с 2008 г. — профессор), Кононов Владимир Ефимович (с 2008 г. — профессор) и несколько позднее Мелихов Александр Николаевич и Слутин Александр Флавиевич.
В 1990 г. кафедру возглавил к.т.н., доцент Шаров Виталий Дмитриевич, который закончил ВЗИИТ и аспирантуру на этой кафедре. После защиты кандидатской диссертации В.Д. Шаров работал начальником Научно-исследовательского сектора, а затем доцентом кафедры и заместителем декана Факультета повышения квалификации. В период с 1997 по 2001 гг. В.Д. Шаров — декан факультета "Транспортные средства", с 2005 г. работал на кафедре в должности профессора. В.Д. Шаров был первым заведующим объединённой кафедры.
В 2000-х годах на кафедру пришли опытные преподаватели к.т.н., доцент Ибрагимов Махмут Ахматович, к.т.н., доцент Бухтеев Владимир Федорович, д.т.н., профессор Балабин Валентин Николаевич, д.т.н., профессор Валерий Николаевич Игин. Пришли также молодые специалисты Попов Юрий Викторович, Стрекалов Николай Николаевич, Капустин Михаил Юрьевич. В 2013 г. на кафедру пришёл Самотканов Александр Васильевич, имеющий к тому времени большой опыт преподавательской работы в МИИТе, позднее Корчагин Вадим Олегович, выпускник РГОТУПС (диплом с отличием). Все они защитили кандидатские диссертации на кафедре "Тяговый подвижной состав": Ю.В.Попов — в 2007 г., М.Ю.Капустин и А.В.Самотканов — в 2015 г., В.О. Корчагин — в 2018 г., Н.Н.Стрекалов — в 2020 г.
Кафедра "Электрическая тяга"
Кафедра "Электрическая тяга" была организована в 1955 г. и называлась "Электрические железные дороги и электроподвижной состав", в 1956 г. переименована в кафедру "Электроподвижной состав", а в 1959 г. — в кафедру "Электрическая тяга". Первым заведующим кафедрой был назначен к.т.н., доцент Шляхто Петр Нарцисович, который проработал до 1960 года.
В те годы на кафедре работали доценты Сергей Иванович Осипов, Виктор Васильевич Привалов, Чеслав Сигизмундович Озембловский, Игорь Иванович Николаев, Юрий Дмитриевич Находкин, ст. преподаватель Михаил Дмитриевич Неверов.
После П.Н. Шляхто заведующим в течение 20 лет был к.т.н., профессор Виктор Васильевич Привалов.
В период с 1980 по 2001 гг. кафедрой заведовал д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный железнодорожник, Почетный член Академии электротехнических наук Российской Федерации Николай Алексеевич Ротанов, крупный специалист в области асинхронного тягового привода, систем управления электроподвижным составом, технической диагностики электрооборудования. Фундаментальные исследования в области асинхронного тягового привода для электроподвижного состава, проведенные под руководством профессора Н.А. Ротанова, легли в основу создания в 1973 г. первого в мире сверхмощного электровоза ВЛ80А-751 с асинхронными тяговыми электродвигателями и частотным управлением.
В 2000-х годах на кафедру пришли опытные преподаватели к.т.н., доцент Сергей Иванович Баташов, к.т.н., доцент Елена Петровна Капустина, к.т.н., доцент Николай Степанович Назаров, д.т.н., профессор Александр Сергеевич Серебряков, д.т.н., профессор Валентин Петрович Смирнов, д.т.н., профессор Виктор Степанович Наговицын.
В 2005 г. на должность заведующего объединённой кафедрой был избран
д.т.н., профессор Космодамианский Андрей Сергеевич.
А.С. Космодамианский пришел на кафедру в 1996 г. Являясь в то время начальником Научно-исследовательского сектора РГОТУПС, он работал в должности доцента, а после защиты в 2002 г. докторской диссертации — в должности профессора. Специалист в области автоматизации агрегатов и систем тягового подвижного состава и электрических передач локомотивов. В 2012 г. избран действительным членом Академии электротехнических наук Российской Федерации. С 2014 г. А.С. Космодамианский — председатель Экспертного совета по транспорту Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, с 2015 г. — член Экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований Российской академии наук (РФФИ РАН).
С 2009 г. на кафедре работает д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации Юрий Моисеевич Иньков, действительный член Академии электротехнических наук Российской Федерации, Российской академии транспорта, Международной академии электротехнических наук, Российской инженерной академии, Югославской инженерной академии.
Потенциал кафедры заметно укрепился с приходом в 2010-х гг. доктора технических наук, профессора Валерия Багратовича Цкипуришвили, доктора технических наук, профессора Анатолия Тимофеевича Осяева, доктора технических наук, профессора Николая Григорьевича Шабалина. Профессора А.Т. Осяев и Н.Г. Шабалин к тому времени имели огромный производственный опыт работы на руководящих должностях аппарата Министерства путей сообщения СССР, ОАО "РЖД". Профессор А.Т. Осяев, кроме того, долгое время возглавлял научно-исследовательскую лабораторию ВНИИЖТа. Профессор В.Б. Цкипуришвили, крупный специалист в области динамики и прочности конструкций подвижного состава, тоже многие годы работал во ВНИИЖТе.
На кафедре всегда уделялось особое внимание вопросу подготовки к изданию учебников и учебных пособий для студентов вузов и учащихся техникумов и колледжей железнодорожного транспорта. Яркий след в истории кафедры в этом направлении деятельности оставили ветераны: Н.А. Ротанов — д.т.н., профессор; С.И. Осипов — к.т.н., профессор; В.А. Рамлов — к.т.н., профессор; А.П. Бородин — к.т.н., профессор; В.Е. Кононов - к.т.н., профессор; В.Д. Шаров - к.т.н., профессор; А.В. Скалин — к.т.н., профессор; А.С.Космодамианский — д.т.н., профессор; А.Т. Осяев — д.т.н., профессор; М.А. Ибрагимов — к.т.н., доцент; В.Ф. Бухтеев — к.т.н., доцент. Изданные ими учебники и учебные пособия можно найти во всех дорожных научно-технических библиотеках и всех библиотеках транспортных вузов России и ближнего зарубежья.
В истории кафедры останутся имена кандидатов технических наук, доцентов Бориса Васильевича Гнездилова, Александра Александровича Аваткова и Александра Петровича Куна, доцентов Валерия Григорьевича Майорова и Валентина Михайловича Голубцова. Они многие годы проработали на кафедре и оставили в наследство большое количество учебно-методических разработок, некоторые из которых не утеряли своей актуальности и сегодня.
На всех этапах своего развития кафедра активно вела научно-исследовательскую работу по ряду направлений.
В 1960–1970 гг. Виктор Васильевич Привалов с группой преподавателей (Александр Александрович Аватков, Анатолий Петрович Бородин, Владимир Александрович Рамлов, Эрнст Эдуардович Ридель, Юрий Константинович Чудаков) и аспирантов впервые на железнодорожном транспорте начал работу по технической диагностике тягового подвижного состава с использованием одновременно создаваемой при этом проверочной универсальной машины-автомата ПУМА-Э. Впервые выявлялись и нормировались диагностические признаки для оценки технического состояния электровозов.
В 1974–1975 гг. под руководством профессора Сергея Ивановича Осипова велась НИР по теме "Нормирование расхода электрической энергии на тягу поездов". Были разработаны энергетические паспорта электровозов, которые дали возможность повысить точность разрабатываемых норм и снизить расход энергии на тягу поездов.
В 1980-х гг. на кафедре проводилась НИР «Разработка упругих самоустанавливающихся зубчатых колёс тягового привода тепловозов». Непосредственное участие в разработке, внедрении и последующем их совершенствовании принимал профессор Владимир Ефимович Кононов. Упругие самоустанавливающиеся зубчатые колёса тягового привода были внедрены на всех отечественных грузовых тепловозах, маневровых тепловозах ТЭМ7, ТЭМ7А и др.
С 1990 по 1995 гг. доцент Игорь Иванович Николаев с участием студентов-дипломников разработал тренажер управления электровозом ВЛ10 для локомотивных бригад, внедренный в депо Москва-Сортировочная Московской железной дороги и депо Курган Южно-Уральской железной дороги.
По теме "Повышение производительности труда на Харьковском и Московско-Рязанском отделениях железных дорог" силами кафедры были выполнены расчеты по рациональным режимам вождения длинносоставных пассажирских поездов. Разработанные для этих отделений режимные карты, нашедшие практическое использование в работе локомотивных депо, позволили принимать повышенные потоки пассажиров, увеличить скорости движения поездов при минимальном расходе электроэнергии.
Кафедра совместно с депо "Сокол" Московского метрополитена в 1994–1998 гг. под руководством доцента Александра Петровича Куна разработала систему диагностики электрического оборудования вагонов метрополитена.
В 2000-х гг. под руководством д.т.н., профессора А.С. Космодамианского были выполнены исследования, связанные с разработкой принципиальных схем и элементов конструкций автоматических систем регулирования температуры теплоносителей (охлаждающей жидкости, масла и наддувочного воздуха) локомотивных энергетических установок, обмоток тяговых электрических машин (тягового генератора и тяговых электродвигателей), силовых полупроводниковых приборов тяговых статических преобразователей (тяговых выпрямительных установок, тяговых инверторов и непосредственных преобразователей частоты), обмоток тяговых трансформаторов и сглаживающих реакторов тягового подвижного состава; автоматических систем регулирования давления в пневматических сетях тяговых транспортных средств и др., а также с разработкой принципиальных схем электрических передач локомотивов. По результатам исследований было получено более 50 патентов на изобретение, защищены докторская и несколько кандидатских диссертаций, опубликовано свыше 120 научных трудов, издано семь монографий, заключены хоздоговора на выполнение НИР по заказу Департамента локомотивного хозяйства ОАО "РЖД". В 2014 г. сотрудниками кафедры выполнялась НИР по гранту РФФИ РАН "Перспективные решения по ресурсо- и энергосбережению в системе электрической тяги при повышении мощности электровозов" (руководитель д.т.н., профессор Космодамианский А.С.).
Существенную помощь кафедре в подготовке заявок на изобретение, изданию монографий, учебных пособий и научных статей, помощь соискателям в работе над диссертациями, оказывают кандидаты технических наук, доценты Владимир Иванович Воробьёв и Александр Анатольевич Пугачёв, оформленные по кафедре с почасовой оплатой. В.И. Воробьёв — Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. А.А. Пугачёв в 2010 г. защитил на кафедре "Тяговый подвижной состав" кандидатскую диссертацию, а в 2020 г. — докторскую диссертацию. А.А. Пугачёв является учёным секретарём Экспертного совета ВАК по транспорту.
Существенный вклад в развитие кафедры и её научного потенциала вносит доцент кафедры к.т.н. Михаил Юрьевич Капустин. М.Ю. Капустин — выпускник кафедры, окончивший РГОТУПС с отличием; до прихода на кафедру работал в коллективе, который возглавлял видный учёный, крупный специалист в области железнодорожного транспорта, в прошлом заместитель Министра путей сообщения СССР, доктор технических наук, профессор Борис Данилович Никифоров.
Михаил Юрьевич — член Научно-технического совета ОАО "РЖД" — сформировал на кафедре группу, которая ведёт сегодня стратегически важные для железнодорожной отрасли направления. В составе этой группы — заведующий лабораторией, ассистент кафедры Сергей Валерьевич Малахов, преподаватель Дмитрий Николаевич Шевченко, заведующий лабораторией к.ф.-м.н., доцент Павел Степанович Саркисян.
С 2018 г. коллективом разрабатываются три стандарта, два из которых имеют статус межнациональных, разработана и утверждена распоряжением ОАО "РЖД" от 28.01.2019г. №123/р "Концепция развития локомотивных устройств безопасности". На основе этой концепции разработан прототип новой единой локомотивной микропроцессорной системы управления, безопасности и диагностики, который был презентован на Международном транспортно-логистическом форуме "PRO//Движение.1520" в г. Щербинке, на Десятом юбилейном международном симпозиуме "ELTRANS 10.0" в г. Санкт-Петербург. Коллективом ведутся научные изыскания в области цифровых технологий, систем автоматического управления, тягового привода и др.
За последние 10 лет профессорско-преподавательским составом кафедры было получено свыше 60 патентов на изобретение и полезную модель, издано более 20 монографий.
В 1990-х гг. при кафедре действовали учебные лаборатории: "Тепловозная" с дизель-генераторным стендом и нагрузочным реостатом, "Системы управления. Локомотивная тяга", "Автоматизация ЭПС. Локомотивная тяга", "Электрическая тяга" (г.Н-Новгород), "Техника высоких напряжений и электрические измерения" (г.Н-Новгород), "Системы управления ЭПС" (г.Н-Новгород). Имелась секция грузового тепловоза 2ТЭ116. В настоящее время на кафедре действуют лаборатории "Системы управления транспортными средствами" и "Локомотивная тяга". Лаборатории оснащены современными лабораторными стендами "Основы автоматизации", "Электрические аппараты", "Основы электропривода и преобразовательной техники", "Основы электротехники и микропроцессорной техники", позволяющими проводить лабораторные работы в соответствии с требованиями образовательной программы. Имеется тренажёр машиниста тепловоза 2ТЭ116.
В последние годы значительно пополнен и обновлен парк ПЭВМ кабинета компьютерных технологий. Имеющиеся ПЭВМ широко используются при проведении лабораторных работ и выполнении дипломных и курсовых проектов. Для этого преподаватели кафедры разработали более тридцати специальных программ.